"Все не так, ребята"

Банковское крепостное право

Финансовая система имеет один очевидный и принципиальный системный дефект: отсутствует способ безрискового (некоммерческого) хранения безналичных денежных средств. Как физические, так и юридические лица вынуждены размещать средства в банках, т.е. участвовать своими средствами в коммерческой деятельности неподконтрольных и непрозрачных для них субъектов. Учитывая банковскую практику, эти риски вполне реальны. Правомерно говорить о наличии "банковского крепостного права".

Мерой надежности является государство. Каждый экономический субъект должен иметь возможность отдать свои средства на хранение государству, дистанцировавшись от коммерческих рисков. В принципе, такой механизм есть – Казначейство. Более того, юридические лица имеют возможность и даже обязанность открыть казначейский счет, если они получают авансы по госконтрактам.

Конечно, загрузить Казначейство банковской розницей невозможно и не нужно. Необходимо ввести в банках понятие казначейского счета. Банк будет обслуживать эти счета в обычном порядке, получая пооперационную комиссию, но не будет иметь права использовать хранящиеся на них средства в своей коммерческой деятельности. Эти средства будут аккумулироваться в резервных фондах Казначейства или ЦБ, и не будут потеряны в случае банкротства банков.

Позитивные эффекты

  • 1. Обеспечивается безрисковое хранение средств бизнеса и населения независимо от объема вкладов.
  • 2. Сохраняется вся инфраструктура и технология функционирования финансовой системы страны.
  • 3. Банки получают пооперационную комиссию за обслуживание этих счетов.
  • 4. Сохраняется банковский контроль транзакций клиентов.
  • 5. Полностью исключается возможность банков злоупотреблять средствами клиентов.
  • 6. Отпадает необходимость страхования вкладов.
  • 7. У населения отпадает необходимость фрагментировать вклады.
  • 8. Отпадает стимул для вывода крупных сумм в зарубежные банки или хранения в виде наличности.
  • 9. Предотвращается массовое банкротство бизнеса из-за недобросовестных банков
  • 10. В распоряжение государства поступают колоссальные финансовые средства, столь необходимые в кризисной ситуации.

    Целесообразно ввести понятие казначейского депозита и выплачивать по нему проценты на уровне, скажем, 2/3 ставки рефинансирования ЦБ. Те, кто захочет получить более высокий доход смогут разместить свои средства на обычных банковских депозитах, пойдя на риск сознательно, а не вынужденно.

    Важно, что эти средства не будут изъяты из экономического оборота. Они попадут в те же коммерческие банки, но уже в виде рефинансирования от ЦБ, который, в отличие от клиентов, имеет неограниченные возможности контроля, оценки и воздействия на банки.

    Введение механизма страхования средств предприятий, размещенных на счетах в банках, нецелесообразно, поскольку это не устранит саму причину проблем, а просто равномерно распределит потери на весь бизнес, и без того перегруженный налогами, поборами и проверками.

    Cтрахование может быть эффективным, только если требующие компенсации инциденты имеют вероятностный характер. Банковские банкротства имеют характер системный. Нужно признать, что в кризисной ситуации хорошо подготовленное и разыгранное банкротство – оптимальная стратегия для подавляющего большинства банков, приносящая доходы, несравнимые с доходами от штатной банковской деятельности. Стало быть, криминальные банкротства и отзывы лицензий будут продолжаться еще долго.

    Можно предположить, что расширение зоны страхования вкладов только спровоцирует новую волну и новые формы банковского мошенничества.

    Трудно представить аргументированные возражения против открытия возможности безрискового хранения вкладов, кроме желания сохранить благоприятную среду для продолжения банковского беспредела.

    И храни вас Бог от идеи, что криптовалюты, майнинг и блокчейн спасут национальную экономику. Именно ликвидация "банковского крепостного права" откроет принципиально новые возможности для финтеха, позволит выработать новый, эффективный подход к созданию государственной криптовалюты и собственной альтернативы блокчейну на основе эффективных централизованных структур и децентрализованного общественного контроля .